Росагробизнес

Составление бизнес-плана

Вверх / Бизнес-план, проекты / Составление бизнес-плана /

Правильно составленный план дает перспективу развития, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для предпринимателя вопрос: стоит ли вкладывать деньги в дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Бизнес-план помогает максимально предусмотреть все события, как положительные, так и отрицательные, которые могут повлиять на ход организуемого бизнеса. Бизнес-план описывает будущее дело, бизнес, коммерцию на языке, понятном для инвесторов.

Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы решить, по крайней мере, четыре принципиальные задачи:
- определить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции и услуг;
- оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления продукции и оказания услуг, а также для их сбыта; сопоставить расходы по предоставлению и доходы от реализации, тем самым, определив потенциальную прибыльность бизнес-проекта;
- обозначить проектные риски и предложить мероприятия по их минимизации;
- определить критерии и показатели, характеризующие успешность проекта.

Целью бизнес-плана может быть определение стратегических и тактических направлений и ориентиров предприятия в экономическом пространстве или привлечение к участию в проектах потенциальных инвесторов и партнеров, т.е. план может разрабатываться для использования внутри и вне компании. В зависимости от целей, для которых готовится бизнес-план, его конкретное содержание может варьироваться. Цели определяют методику составления и структуру бизнес-плана.

При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это итерационный процесс, точные детали плана меняются компанией каждый год, цели пересматриваются и уточняются. Нужно сделать планирование неотъемлемой частью деятельности, осуществлять постоянный мониторинг и контроль за его реализацией.

Естественно, самому предпринимателю при составлении бизнес-плана учесть все аспекты достаточно трудно.

Типичными ошибками бизнес-планирования являются следующие:

- занижение затратной части;
- завышение доходной части;
- ошибки временных расчетов (несогласованность сроков плана производства с планом сбыта, не учтены сроки получений всевозможных разрешений, фактор сезонности, фактор сопротивления персонала вводимым изменениям);
- недостаточная проработка юридических вопросов;
- проведение маркетинговых исследований только «кабинетным способом».

Бизнес-планирование является объектом для изучения, существуют рекомендации, научные работы на эту тему, компании, специализирующиеся на разработках бизнес-планов.